История фирмы


Уважаемые посетители странички! Всем нам надоела реклама, в том числе скрытая, а "истории компаний" обычно и есть форма рекламы. Но история АРИСа - не совсем обычная история бизнес-структуры, это больше история творчества, история поиска и воплощения новых идей. Возможно, именно творческая компонента и позволила создать одну из самых стабильных и сильных звуковых компаний на рынке. Надеемся, вам будет интересно, и будем рады, если в истории успеха компании АРИС Вы найдете полезное и для себя.

 

I. Создание

Создание фирмы состоялось в романтическом 1989 году, когда еще не было разгула криминала, а разваленная страна верила в экономическое чудо, ненавидела кооператоров и ездила на Москвичах и Жигулях. Первый офис компании находился - не поверите - в левом пилоне арки ЦПКиО им. Горького, а сама фирма АРИС была подразделением некоего строительного кооператива. Там, в производственных мастерских парка, и был собран вручную первый портальный комплект акустики производства АРИС. Из государственной фанеры и на кооперативных динамиках и усилителях производства Украинской ССР. Увы, не осталось у нас снимка того исторического комплекта, но есть фото арки главного входа в ЦПКиО. Современное.

Самое любопытное в той давней истории, что делался первый "исторический" комплект "просто так", чтобы сделать и послушать, как он громко звучит. Сделали. Послушали. Даже кому то продали - в ту эпоху тотального дефицита продать можно было все. Да и получилось не так уж и плохо - творили ведь с душой.

 

А это уже фото 1991 года. Комплект "Модуль 1 М", который производился серийно. Довольно симпатичный комплект даже по нынешним стандартам - мы всегда стремились к красивым решениям и в технике, и в маркетинге, и в рекламе. Надо отметить, что АРИС избежал участи всех великих компаний - быть созданными в гараже, и в знаменитых кооперативных подвалах нам не удалось пожить. В 91-м АРИС, следуя духу времени, уже перешел в форму СП (совместное предприятие, если кто помнит), имел прекрасный офис и, главное, производственную базу. Нам так понравилось "играть в большие колонки", что это стало основным профилем фирмы. А игра - не принуждение, творческий энтузиазм решал все задачи - проектирование, поиск материалов на дефицитном рынке, производство, реклама, продажи… К слову сказать, в те времена колонки не делал разве что ленивый - только в Москве фирм, предлагающих свои столярно-акустические изделия, было десятка два. Что же позволило АРИСу выжить и стать ключевой компанией рынка? Специального рецепта нет, мы просто делали каждый шаг чуть раньше конкурентов. Вот они, эти шаги.

 

II. Начало бурных 90-х. Шаг первый

Системы АРИСа были красивы. И мы никогда ничего не повторяли за другими, а первыми выходили на рынок с новыми типами акустики. Относительно, конечно, новыми. На западном рынке все уже было. Но не было импорта, а технологические возможности сильно ограничивали возможности производства. Вот вложения в те доморощенные технологии и позволяли быть первыми. Еще тогда нам стало понятно, что быть первыми - очень важно, даже если трудно. Можно сколько угодно повторять за другими, но успех всегда приходит к тем, кто первым пробивает брешь... Это и стало первой составляющей политики компании. Вторая важная компонента - дружелюбное отношение к клиенту. Не формальные улыбки, а именно внутреннее позитивное отношению к людям, которые к нам пришли - им тоже нужно было заработать или "найти" деньги, которые они принесли нам, чтобы осуществить свою мечту о хорошем звуке.

 

III. Продолжение бурных 90-х. Шаг второй

Завод RCF

 

Грандиозной инновацией на практически закрытом еще для импорта рынке стало совместное производство акустики с крупнейшим европейским производителем динамиков, фирмой RCF. Российский потребитель получил настоящие, надежные, качественные, мощные и фактически импортные колонки по вполне разумной и близкой к "домашним" аналогам цене. Это был удар. Удар, на котором АРИС буквально за год взлетел над всеми конкурентами, производящими колонки и… пристроился в хвост уже набиравшим силу импортерам. Была определена рыночная ниша - лицензионное производство акустики. Однако импорт постепенно брал свое, а через 2 года и вовсе пошел в Россию фурами, соответственно цены упали, и конкурировать стало труднее. Пора было делать новый шаг.

 

IV. Окончание бурных 90-х. Шаг третий

Страна медленно выходила из шока вместе с ростом цен на нефть. Началось Строительство, и вместе с ним первые обращения клиентов за системами оповещения. Термины "PUBLIC ADDRESS" и "COMMERCIAL AUDIO" стали входить в профессиональный лексикон. Кризис конца 90-х, разоривший больше половины игроков рынка профессионального звука, АРИС прошел без потерь, и в конце кризиса, соответственно, оказался на вершине рынка. По случайности ли, или непознанной закономерности, главным партнером АРИСА был итальянский RCF - не только крупнейший в Европе производитель динамиков, но и крупнейший производитель систем Public Address. Была сформирована новая ниша - компания, предлагающая решения в области профессионального звука, систем оповещения и конференц-связи. Ниша эта по сути и есть рынок, так как обычно клиентам, реализующим большие проекты, нужно и то и другое. В этом мы тоже были первыми, этой ниши придерживаемся и сейчас. Только на более высоком уровне. Но об этом ниже.

 

V. Король умер - да здравствует король. Крах и возрождение RCF или шаг четвертый

В 1999-м году RCF, наш главный "импортный" партнер, праздновал свое 50-летие. Arturo Vicary, управляющий директор, за каких-то четыре года вдохнул новую жизнь в стареющий бренд, да какую жизнь! Вместо старого корпуса был построен новейший завод-автомат в пригороде Reggio Emilia, где на уникальных автоматических конвейерах делались знаменитые динамики RCF - основа чуть ли не половины мировых акустических брендов, и другие линейки продукции компании. Кроме того, RCF смело вторгся в нишу музыкальной акустики, выбросив на рынок серию громкоговорителей EVENT и, главное, пластиковую серию ART. Это был красивый ход - компания, специализировавшаяся на производстве компонентов, заявила себя как производитель конечного продукта. К тому же серия ART не имела аналогов ни по качеству, ни по мощности, ни по широте линейки. Ни по цене. Успех был грандиозен. Но! Всегда бывает это "но", когда все очень хорошо.


Arturo Vicari

На этом снимке Arturo Vicari дает интервью Александру Петину, журнал IN/OUT. Сейчас Александр издает другой журнал, поэтому ошибки здесь нет - именно Александр Петин и именно IN/OUT №27 за 1998 год. Суть интервью такова: RCF продан компании Mackie, но не важно, кто владелец, важно кто управляет. А управляю я, и все будет хорошо. Увы. Действительно, стареющие владельцы продали контрольный пакет, действительно, Arturo было обещано директорство и неприкосновенность в вопросах стратегии. Но дальше обещаний дело не пошло - Arturo Vicari, самый успешный европейский менеджер 90-х в "отрасли" был отстранен новыми владельцами. В течение трех лет Mackie, вооруженная технологиями RCF, шла вперед, на четвертый год все рухнуло - акции Mackiе упали в десятки раз и, фактически, ее больше не стало. А что же RCF? А его выкупил тот же Arturo Vicari, за прошедшие четыре года успевший взрастить новую звезду рынка - фирму dB Technologies. Прибыль этой успешной компании и кредиты немецких банков помогли вернуть RCF в правильные, как стало понятно позже, руки. Очень любопытная история и с точки зрения морали, и с других тоже. А что же АРИС, партнер RCF в России? АРИС был вынужден начать набирать пакет других поставщиков, на фоне деградирующих поставок продукции с лэйблом RCF это было необходимо. Воистину, нет худа без добра - АРИС не шел на компромиссы и подбирал себе партнеров из самых брендовых и ключевых имен. beyerdynamic, Philips, Klotz... Выбор партнеров определил облик сегодняшнего АРИСа - компания на стыке технологий Public Address и Professional Audio с бескомпромиссно брендовыми поставщиками. Несмотря на то, что многие фирмы в России имеют "аналогичный набор", АРИС - первая компания, сформулировавшая эту стратегию и по праву первого имеет наиболее "брендовый" в сумме комплект в нише рынка. "Возрожденный" RCF АРИС встретил уже мультибрендовой компанией, но и по сей день RCF - ключевая для АРИСа компания-партнер. Но все же не хватало еще нескольких звеньев.

 

VI. Professional HI-END, или шаг пятый

Один из первых рекламных макетов d&b audiotechnik

Уже устоявшийся в стране рынок профессионального звука был готов к самому-самому, самому лучшему, самому дорогому, самому райдерному и так далее оборудованию. Потребителям "аудиоэксклюзива" предлагали дорогие модели из линеек коммерческих брендов, но это не могло длиться долго. Собственно, самых-самых брендов в нише Professional Hi-End в мире всего два - d&b audiotechnik AG, господствующий в райдерах и количествах инсталляций в Европе, и Meyer Sound в Америке. АРИС, ориентированный на европейских поставщиков, выбрал d&b. "Выбрал" - не совсем верно.

Правильнее сказать, что d&b выбрал АРИС, потому что бренды такого уровня очень тщательно относятся к выбору дистрибьюторов. Начался новый этап в развитии компании - этап профессионального роста и принципиально нового уровня объектов и инсталляций. Обучение специалистов за границей, совместное проектирование объектов и развитие отделов проектирования, реструктурирование компании, расширение дилерской сети, функция поддержки дилеров в проектах. Для поддержки культового бренда d&b АРИС начал дистрибьютировать цифровые микшерные консоли адекватного уровня - DiGiCo, не менее культовые в своей нише, а для реализации функций управления звукоусилительными комплексами - цифровые платформы BIAMP, объемы продаж которых в России за пять лет выросли в 20 (!!!) раз и достигли шестизначных значений в твердых валютах. АРИС опять доказал рынку инновационность и приоритетность в принятии решений стратегии развития.

 

VII. Современная история, шаг шестой

Рубен Хохряков

С момента образования и до начала 2006 года бессменным руководителем компании был ее учредитель Рубен Хохряков. Построение структуры, идеологии, выбор брендов и успешной стратегии развития компании - его безусловная заслуга. Тем не менее, сам он считает своей главной заслугой в "проекте АРИС" построение системы, работоспособной при смене звеньев, в том числе и ключевых, так как это определяет параметр стабильности и уровень капитализации компании.

С января 2006 года Рубен Хохряков покинул кресло руководителя компании и ушел в разработку других проектов в ортогональных музыке плоскостях - судостроения и органической химии. Собственно, ничего удивительного - нельзя объять необъятное, но можно попробовать. История знает примеры и более крутых виражей. Как мы знаем, его новые проекты тоже отличаются оригинальностью и нестандартностью. В АРИСе Рубен Хохряков оставил себе почетный пост Президента (он же - учредитель), а по сути - роль консультанта нового Генерального. С мая 2006 года к рулю АРИСа встал новый человек - Георгий Матышнюк. Что же было с января по май? Ответим уклончиво, чтобы никого не обидеть - был некий промежуточный директор. За эти несколько месяцев компания из дивизионной структуры стала плавно превращаться в семейную фирму, правда, большого размера, и стало очевидно, что это может закончиться деградацией и потерей рынка.



Георгий Матышнюк

"Промежуточного директора" сменил Георгий Матышнюк, и АРИС вновь уверенно встал на свой обычный путь - путь мощной компании, постоянно находящей новые, нестандартные пути развития. А споры о роли личности были, есть и будут. Аргументы "за" и "против" тоже. Кто же такой Георгий Матышнюк? Это самый старинный партнер АРИСа, руководитель и учредитель фирмы РЭК, известного украинского производителя музыкальных усилителей и систем оповещения для железных дорог. Человек успешный и имеющий достаточный опыт руководства большими структурами. Для него переход в АРИС - тоже смена роли, его вполне успешная компания РЭК имеет совсем другой профиль - производственный. А правила, которые использует новый Генеральный для работы АРИСа, все те же - например, доброжелательное отношение к клиентам. Собственно, теперь ценности и преимущества АРИСа визуализированы на его новом рекламном макете в "оранжевом" стиле - характерно, что на первом месте по-прежнему дружелюбие и искренность. Постоянно изменяясь к лучшему, АРИС помнит и ценит свою историю и ее уроки. В этом - секрет успеха компании.

 

VIII. Демократия для менеджмента, шаг седьмой

Democracy for listeners (демократия для слушателей) — один из рекламных лозунгов компании d&b. Смысл слогана: их системы настолько совершенны, что в любой точке большого зала, и в партере, и на галёрке, всем зрителям слышно одинаково хорошо. Чистая правда! При правильно выполненном акустическом расчёте, конечно.

Demos, напомним, переводится с греческого как «народ». Слово демократия имеет ещё второй греческий корень, «кратос», что значит управлять или власть. Демократия — антоним слова «автократия».

Автократии, как известно уже давно, в период активной фазы самого автократа (правителя) неплохо развиваются, а потом плавно загнивают. Чтобы этого избежать, Арис изначально построен на демократическом и корпоративном принципе, в противовес семейно-автократическому. Что это означает на практике? Что возможна смена директоров без революций и «перестроек». Что менеджмент участвует в управлении компанией. Конечно, это не означает, что всеобщим голосованием трактористов можно отменить уборочную и повысить зарплату ☺. Это значит, что при достаточной настойчивости можно добиться, чтобы твою идею услышали и начали воплощать. Согласитесь — это здорово, правда?

Бюро акустических расчетовОдной из таких идей стал БАР (Бюро Акустических Расчётов). До 2012 года в Арисе работала Лаборатория Акустических Расчётов, возглавляемая грандом советской и российской акустики Михаилом Юрьевичем Ланэ. Де факто М. Ю. просто нравился Арис именно отсутствием автократии, и он создал фирму внутри фирмы: сам искал заказчиков, сам делал проекты. Увы, в 2012 году этот талантливый учёный и интеллигентнейший человек скончался, но в Арисе остались ученики и продолжатели его дела.

Евгений Шуев сформулировал цели и стратегию нового отдела, Бюро Акустических Расчётов, и сам его и возглавил. Обучение в Германии, кооперация с ведущими акустиками РФ, расширение штата, все более и более сложные проекты, специальное оборудование для измерений и расчётное ПО — к концу второго десятилетия 21 века БАР стал мощной структурой, объединяющей технологии архитектурной акустики и применение акустических материалов с точным расчётом и тонкой настройкой электроакустики.

БАР считает проекты Ариса, а далее при желании заказчика может выполнить шефмонтаж и настройку оборудования, а также привлечь инсталляционный департамент Ариса для монтажных работ. В таком случае клиент получает одного ответственного за итоговый звук: инженеры-акустики ARIS БАР выполнят акустическое проектирование, выдадут схемы крепления материалов, подскажут где их купить и в каком количестве (в Арисе не зарабатывают на продаже материалов, поэтому соблазна запроектировать побольше нет). Если решение не устроит по цене — специалисты БАР предложат более дешёвые аналоги с теми же акустическими свойствами. Далее (важно!) мы можем проследить за тем, как строители выполняют проект. Думаем, многие наслышаны об историях: зал посчитали, материалы применили, а результаты далеки от расчётных. Клиент начинает выяснять — ба, строители прикрепили материалы прямо к стенам, а не на относе, как прописано в проекте. Или не заполнили относ достаточным количеством минеральной ваты. Поэтому хорошо, если в реперных точках проекта приедет специалист и выполнит так называемый шефмонтаж. Последняя стадия работы над проектом, которую обычно берёт на себя системный интегратор — в зале нужно установить звуковое оборудование. Количество и расположение АС тоже нужно рассчитать, причём делать это нужно в той же модели, в которой считались материалы. Почему не в калькуляторах производителей (d&b Array Calc, L'Acoustics Soundvision) или бесплатной программе EASE Focus? Потому, что это ПО делает расчёт только по прямому звуку, а программа EASE, в которой считают инженеры БАР и их коллеги по всему миру, учитывает отражения от стен, пола, потолка и поэтому очень точно моделирует звуковое поле конкретного зала. Что ещё важно упомянуть: ARIS БАР считает проекты на любых материалах и любых брендах громкоговорителей (!). Это уникально для рынка — всяк кулик на оборудовании только своего болота считает, как известно. А БАР — на любом, без привязки и продвижения в проект своих брендов.

Также БАР проводит обучение на семинарах в прекрасно оборудованном Центре Обучения.

Под седьмым шагом или главой VIII легенды об Арисе мы подразумеваем период с 2011 по 24 февраля 2022 года. За это время:

  • Создан БАР, позволяющий предлагать клиентам хороший звук с гарантией. Организован Центр Обучения, точнее даже два. Второй, в котором проходят мероприятия сейчас — это шоу-рум, в котором можно прослушивать громкий звук. 
  • Создан отдельный инженерный департамент — команда профессионалов, выпускающая проектную документацию по звуку, свету и видео любой сложности в соответствии с существующими стандартами
  • Усилен монтажный департамент, который занимается физической реализацией этих проектов
  • Построен новый современный склад с адресным хранением. Система исключает пересорт при отгрузке товара
  • Взяты на борт новые бренды: Adamson, Vanguard Audio Labs, HEDD

За эти 10 лет три директора сменили друг друга в руководящем кресле Ариса. И каждый внёс свой вклад в развитие компании: Ярослав Удовик, Антон Шумин и Катерина Погодина. Тут подробнее. А знаете ли вы, дорогой читатель, что Aris — это греческое слово? Поэтому рулят в нем древнегреческие правила: демократия, олимпийские игры между отделами… Хотим вам рассказать ещё об одной традиции родом из Древней Греции под названием экзостракизмос (Εξοστρακισμός). О ней умалчивают современные правители и в школах не преподают — опасно. Но мы вам про неё расскажем. Экзостракизмос — это процедура, при которой занимавшие 5 лет руководящие посты древние греки были обязаны покинуть страну тоже на 5 лет. Там, в этой обязательной ссылке, не обязательно кстати в гиблое место, они отдыхали от тяжких трудов правительских, заодно и накопившийся за 5 лет авторитаризм и коррупционные связи увозили подальше. Две с хвостом тысячи лет прошло, а лучше никто и не придумал.

Итак, Арис — устойчивая корпоративная структура, где развитие, конечно, зависит от директора, а вот устойчивость — нет.

Про последнего директора надо сказать отдельно. В то время, как США лишь пытаются выбрать женщину в президенты, Арисом с конца 2015 года успешно руководит прекрасная дама. Катерина Погодина — педагог по образованию, а ещё она художник и в свободное от основной работы время учит рисовать коллег. Таким образом в Арисе подрастает плеяда молодых художников, произведения которых надо покупать сейчас, потому что через 100 лет они будут бесценны!

 

Усилитель T.H.E. 30Последний штрих этого периода — создание производства ламповых усилителей класса Hi End, смелый ход в смежный рынок домашнего звука. Линейка T.H.E. (True Hi End) включает три модели по 10, 30 и 50 Вт на канал. Усилители сделаны по бескомпромиссным Hi End технологиям, при разработке не экономили ни на схемотехнике, ни на комплектующих. Корпус T.H.E. отличает яркий дизайн, не повторяющий ни один мировой бренд,

Зачем это компании, играющей на поле PRO, спросит читатель? Отвечаем: во-первых, это подготовка к производству мощных профессиональных усилителей, в том числе уникального лампового мощностью 300 Вт и полупроводникового с импульсным питанием. Во-вторых — просто демонстрация технологических, дизайнерских и инженерных возможностей компании. И развитие, в-третьих.

 

IХ. После 24 февраля 2022 года

Конечно, всё изменилось, и довольно сильно. Не будем давать оценки происходящему, наша задача – предоставить клиентам, партнёрам и пользователям хороший звук с гарантией. Мы продолжаем работать в этом ключе. В соответствии с действующими международными нормами Арис продолжает официально импортировать продукцию RCF, EuroMet и Cloud. Какие-то бренды поставляем разрешённым параллельным импортом. На этом пока ставим точку.

to be continued...