АРИС.КАТАЛОГ

Театральные консоли DiGiCo – причины, реализация, детали

Статьи > Театральные консоли DiGiCo – причины, реализация, детали


«Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Я бы сказал, что если спектакль немузыкален, неритмичен, значит, это плохой спектакль».

Ю. А. Завадский, великий русский режиссер





Первая специализированная версия цифрового микшера DiGiCo для театра была выпущена в 2004 году на основе флагмана того времени, консоли D5. Чтобы подчеркнуть принадлежность пульта к театральному миру, к названию добавился индекс "T" (D5T).

Прошедшие 9 лет в истории развития цифровой техники равносильны мезозойской эре в истории развития Земли. Сменилось множество поколений аппаратных и программных средств, появилась и канула в лету целая череда концепций процессинга аудиоданных, изменилось наше отношение к компьютерам вообще и цифровой обработке звука в частности.

DiGiCo, являясь первооткрывателем новых технологий, тоже совершила «квантовый скачок» (терминология DiGiCo) в своем развитии, перейдя к выпуску микшеров SD-серии. Сегодня мы поговорим о дальнейшем развитии театральной темы DiGiCo. В настоящее время выпускается три модели театральных консолей: SD7T, SD10T, SD9T. Модели отличаются количественными характеристиками, оставляя пользователю неизменное качество звука.



Модель Входы Выходы Выходы Дисплеи Эффекты
SD7T 256 128 52 7 48
SD10T 96 48 37 1 10
SD9T 48 16 24 1 8


Для потребностей небольшого театра в Уэльсе, Великобритания хватило консоли SD9. Творческий коллектив Torch Theatre радуется приобретению

Остановимся на ключевых особенностях DiGiCo. Первое – это гибкость и настраиваемость архитектуры пульта. Мы привыкли к тому, что в спецификациях «обычных» микшеров указывается количество моновходов, стереовходов, групповых и AUX-шин микширования. Компания DiGiCo разрушила этот стереотип. У этих консолей есть две глобальные группы каналов: входные и выходные. Для входных каналов источниками сигнала служат физические входы с подключенными микрофонами или инструментами. Также источником сигнала может служить выход встроенного процессора эффектов или выход другого входного канала. Выходные каналы – это шины микширования, к которым относятся привычные нам подгруппы, посылы, мастер-шина. Любой входной/выходной канал может быть сконфигурирован как моно или стерео. Если консоль SD9T позволяет работать с 48 входными каналами, то все 48 каналов можно сделать стереофоническими. Что касается шин микширования, то в описании любого пульта DiGiCo указывается общее количество шин (выходных каналов). В рамках этого массива мы сами определяем нужное количество BUS и AUX, а так же задаем режим моно или стерео. При этом общее количество выходных каналов остается неизменным.

Вторым ключевым моментом является единое устройство интерфейса для всех моделей DiGiCo. Не важно, на каком микшере DiGiCo вы учились работать, любая другая незнакомая вам консоль SD-серии будет иметь привычный набор органов управления и абсолютно идентичное представление информации на экране.

По законам жанра, ключевых моментов должно быть три. В нашем случае третий пункт – единая технологическая основа всех аппаратов SD-серии. Это означает, что за обработку аудиосигналов отвечает процессорный движок Stealth Digital Processing™ на основе уникальной комбинации технологий FPGA и DSP Tiger Sharc, и этот движок устанавливается во все SD-консоли DiGiCo. В жизни данный факт означает одинаковое качество сигнала на выходе пульта независимо от его модели и стоимости.


Прежде чем мы перейдем к тонкостям театральных версий консолей, попробуем разобраться в причинах появления специализированных микшеров для театра. Основной задачей звукорежиссера в театре является звукотехническое оформление спектакля. Эта часть работы включает следующие действия:


В необычной постановке голландца Йоса Ти действие оперы Глюка «Орфей и Эвридика» происходит на воде озера в Королевском Парке провинции Утрехт



Для упорядочивания звукорежиссерской деятельности предназначена звуковая партитура спектакля. Партитура — это документ, детально описывающий звуковое сопровождение спектакля. Звуковая партитура сверяется с режиссерским экземпляром пьесы, согласовывается с руководителем музыкальной части театра и утверждается режиссером. После этого все изменения и исправления в партитуру могут быть внесены только с разрешения режиссера. Помимо чисто служебной информации, в партитуре указывают действующих лиц и исполнителей, с репликами которых связаны те или иные музыкальные или шумовые номера. Здесь же описываются технические средства, необходимые для проведения звукового сопровождения спектакля: количество проигрывателей, каналов усиления, группы громкоговорителей на сцене и в зрительном зале, а также количество и тип микрофонов, место и способ их установки на сцене. Определяется схема коммутации источников звуковой программы (проигрыватели, микрофоны, видеопроектор и пр.), усилителей и громкоговорителей. Указываются и установочные уровни усиления и частотная коррекция в конечных и промежуточных усилителях на пульте звукорежиссера. При использовании на спектакле процессора эффектов или панорамирования сигналов указывается режим их работы и схема подсоединения к каналам звукоусиления. Собственно партитура составляется в следующем порядке. Вначале указывается порядковый номер включения и номер проигрывателя, с которого предполагается воспроизводить фонограмму музыкального или шумового фрагмента. Затем указывают наименование этого фрагмента, например: «увертюра», «вальс» или «шум поезда» , а также реплику на включение.

Как правило, музыкальный отрывок, включаемый в спектакль, должен точно уложиться в отведенное ему время — от конца одной реплики до начала другой. Это время может быть от нескольких секунд до двух-трех минут. Интересно, что музыка, включенная в сценическое действие, субъективно не подчиняется общим временным законам. Иной раз двух-трехминутное звучание на сцене равно по ощущению 10—15 минутам времени реальной жизни.

В настоящее время шумовое оформление спектакля в основном осуществляется при помощи фонограммы или так называемых сэмплов – звуковых файлов. Существуют специальные библиотеки сэмплов для оформления спектаклей: выстрелы, телефонные звонки, звуки колокольчиков, шум падающих предметов, звон разбиваемой посуды, скрип открываемой двери и т. п. Так, например, в спектакле «Жизнь Галилея» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) мальчишка стреляет из рогатки в сторону зрительного зала. Тут же в зале раздается звон разбитого стекла, воспроизводимый проигрывателем. Нетрудно догадаться, что важное условие введения игровых шумов— их синхронность с действием актера. Театральный фольклор хранит бесчисленное количество анекдотических «накладок», когда ружья стреляли после того, как герой пять раз спускал курок, дверной звонок звенел, когда актер отходил от двери, и многое другое. Как правило, зритель весьма живо реагирует на такие накладки, в результате чего восприятие сценического образа разрушается, не говоря уж о творческом состоянии актера в этот момент.

Один из часто используемых эффектов — это панорамирование звука, создание иллюзии перемещения источника звука по сцене или зрительному залу. В зависимости от количества громкоговорителей, установленных в зрительном зале и на сцене, эффект панорамирования звука может быть получен с большей или меньшей достоверностью. Например, при использовании актерами персональных беспроводных микрофонов с помощью панорамы можно совместить звуковой образ от громкоговорителей с физическим местонахождению исполнителя. Если перед началом спектакля в зрительном зале звучит музыкальное вступление, то с открытием занавеса музыку плавно переводят в глубину сцены, тем самым давая возможность зрителю сосредоточиться на начавшемся действии. Вариантов использования панорамирования звука множество, но в любом случае требуется жесткая синхронизация управления микшером, проигрывателем и действий актеров.



Театр Den Nationale Scene, Берген, Норвегия. Консоль DiGiCo позволяет забыть об ограничениях свободы творчества!

Даже при поверхностном взгляде на задачи звукового сопровождения спектакля мы сталкиваемся с одной и той же задачей: синхронизацией действий звукорежиссера и сценического действия. Можно ли выполнить одновременно все это многообразие задач силами одного звукорежиссера и аналоговой консоли? Пожалуй, что нет. Силами двух операторов? Может быть. А еще лучше иметь оператора проигрывателей, специалиста по панорамированию, инженера по фейдерам и генерального менеджера, синхронизирующего действия всех троих в соответствии с партитурой спектакля.

DiGiCo предлагает другой путь: программирование, которое по своей сути является записью партитуры спектакля в память микшера. Электронная память и железный мозг ничего не забудут и точно отработают по заранее заданным алгоритмам. С самого начала существования микшеров DiGiCo их отличали широкие возможности автоматизации рабочего процесса. Главным средством автоматизации служат Snapshots – «снимки» текущего состояния консоли. Состав сохраняемой в снэпшоте информации определяется пользователем с помощью специальных панелей, отображаемых на экране, в которых галочками отмечаются те функции, параметры которых будут сохраняться. Например, для входного канала №3 можно разрешить сохранять в снэпшоте информацию о настройках эквалайзера и динамического процессора, а для канала №44 – сохранять только настройки обрезного НЧ фильтра. Для оперативного вызова снэпшотов служат физические клавиши на рабочей поверхности консоли. При этом вызов снэпшотов можно осуществлять вручную, выбирая нужный и нажимая кнопку «Fire» (Огонь!). Можно привязать запуск снэпшотов к тайм-коду или к текущему времени, к входящим MIDI-командам, к замыканию контактов на логических входах микшера. Можно запрограммировать плавный переход от одного снэпшота к другому. Возможностей масса, и эти возможности еще больше увеличены в театральных версиях консолей DiGiCo. Почему именно возможности автоматизации? Потому что театральная сцена — более динамичное в событийном плане место, чем любая иная сцена. Смена декораций, выход актера, смена костюма, изменение освещения и много чего еще, чем богато театральное действо. И для каждого события может потребоваться изменение каких-либо настроек пульта. Вот здесь и приходят на помощь заранее подготовленные и сохраненные снэпшоты. В театральной версии снэпшоты получили другое название – Cue. Дословно переводится как «реплика, сигнал, команда». Мне представляется, наиболее близкий по смыслу перевод – это «команда». Действительно, запуская Cue, мы отдаем команду на изменение тех или иных параметров, а название панели Cue LIST логично определяется, как «список команд».

Остановимся на некоторых наиболее интересных средствах автоматизации Cue.

Channel Cues. Ключевой особенностью театральной версии консоли является возможность программирования изменений настроек канала. Давайте посмотрим, изменения каких параметров канала можно сохранить в командах Cue.

  1. Input: выбор источника сигнала, цифровое усиление trim, переворот фазы, эмулятор лампового усилителя digitube
  2. Delay: задержка сигнала
  3. Filters: настройки обрезных НЧ и ВЧ фильтров (только для входных каналов)
  4. EQ: настройки 4-полосного эквалайзера
  5. Dynamics: выбор режима работы компрессора: широкополосный/многополосный. Выбор режима работы гейта: De-Esser, Ducker, Gate. Сохранение всех настроек выбранного режима
  6. Inserts: установки для обеих точек Insert, включая Pre /Post режим
  7. Auxes: уровни посыла Aux
  8. Fader: положение фейдера, режим заглушения Mute
  9. Pan: положение регулятора панорамы
  10. Group: выбор шины микширования
  11. Output: выбор физических выходов

Итого 11 параметров. Согласитесь, исчерпывающие возможности. Например, один и тот же канал может использоваться разными исполнителями. Для каждого из них можно создать свои настройки и сохранить их. Другой вариант: один исполнитель может иметь несколько ролей или несколько разных костюмов, требующих изменения настроек. В этом случае для каждой роли можно создать свои настройки в рамках одного канала.

В театральную версию DiGiCo вводит новое понятие – ALIAS. Это набор из 11 вышеперечисленных параметров, и этот набор может существовать для каждого канала. ALIAS существует не только в виде понятия, но и отображается в виде табличек из 11 параметров для каждого канала. Это упрощает визуальное восприятие информации и программирование.



Детский спектакль в театре Den Nationale Scene

Control Group Cues. Средства автоматизации для работы с группами управления. Control Group (CG) в цифровом микшере – это то же, что VCA в аналоговой консоли, т.е. управление группой каналов. Изменение положения фейдера CG передает изменение в присоединенные каналы в децибелах. Например, уменьшение на 2 дБ в канале CG уменьшит уровень на 2 дБ во всех присоединенных каналах, независимо от относительных уровней отдельных регуляторов каналов. Центральным местом программирования театрального шоу является возможность включать команды изменения настроек CG в список Cue. На экране DiGiCo в удобной графической форме представляются CG, каналы, входящие в эти CG, и команды Cue, содержащие группы управления.

Еще одно нововведение называется Players. Эта функция позволяет ассоциировать имена актеров с канальными настройками и привязывать их к определенным каналам. Каждый «Player» может иметь индивидуальные настройки, которые сохраняются в составе Cue-команд. В результате один артист может передавать микрофон другому, или исполнитель подключает свой персональный микрофон к определенному входу – выбор имени актера из панели Players вызывает все необходимые изменения настроек микшера.

Auto Update — это функция автоматического изменения настроек. Например, если при активированной функции Auto Update сделать изменение настроек эквалайзера в канале №1, то эти изменения будут действовать во всех Cue, где присутствует этот эквалайзер. При этом можно защититься от случайных изменений настроек. Для этого существует Auto Update Exclusions, список исключений, в который заносятся те параметры, которые вы хотите гарантированно защитить от изменений.

Предлагаемые DiGiCo средства управления звуком для театра по достоинству оценены шоу-индустрией. Вот лишь некоторые постановки, в которых за звук отвечает DiGiCo: мюзиклы «Иисус Христос — суперзвезда», «Король Лев», «Отверженные», «Любовь не умрет никогда», «Семейка Адамсов», We Will Rock You и Mamma Mia, опера «Орфей и Эвридика». Полагаю, перечисленного достаточно, чтобы задуматься о дееспособности оборудования вашего театра и присутствующих ограничениях творческой фантазии.

Существует мнение, что все ограничения существуют исключительно в нашем сознании. Возможно. Несомненно то, что возможности консолей DiGiCo позволяют режиссеру спектакля забыть о технических рамках творчества.



Евгений Шуев
ARIS