АРИС.КАТАЛОГ

Новинки Prolight + Sound 2012

Статьи > Новинки Prolight + Sound 2012


Искать новинки на франкфуртской Prolight + Sound в последнее время становится все труднее. Новинки, разумеется, есть, но подгоняемые маркетинговой гонкой производители все чаще стараются выдать желаемое за действительное и показывают не готовые к продаже продукты, а некие предсерийные образцы, заказать которые можно будет не ранее конца года. И поступают так очень многие. И чем больше хитрят производители, тем приятнее находить действительно законченные продукты.

V-серия

Это был первый показ d&b audiotechnik V-серии. До него информация о новинке держалась как бы в секрете. Впрочем, это был секрет Полишинеля: некоторые даже умудрились занести дистрибьюторам предоплату. Было очевидно, что шило такого масштаба в мешке не утаишь, но, видимо, на то и делался расчет: дозированный слив информации подогрел интерес настолько, что еще до выхода вокруг новинки возник некоторый ажиотаж. Когда я сказал региональному менеджеру d&b audiotechnik по продажам в Европе Ральфу Кёллеру (Ralf Koehler) о том, что в России есть люди, готовые купить V-серию прямо сейчас, он удивился: они же ее еще не слышали! Да, не слышали, но готовы купить. Вот такой парадокс. Хотя что тут может быть парадоксального: d&b audiotechnik еще ни разу не разочаровала своего покупателя.

Закрытый показ — до такого еще никто не додумался. И все это очень логично. Какой смысл показывать новую «колонку», на которую возложено столько надежд, среди других, где невозможно услышать и понять, что же она из себя представляет? В d&b пошли другим путем. Никаких громких залов, никаких молчаливых экспозиций и попыток объяснить на словах, как оно звучит. Вместо всего этого — закрытая презентация на специально арендованной в другой части города площадке, максимально эффективная, доступная лишь избранным. Пригласительные билеты раздавались только через дистрибьюторов, которые, понятное дело, вручали их исключительно нужным людям. Два дня демонстраций, по 350 человек каждый день. Так, после самой большой выставки в Европе на новинку посмотрело лишь чуть больше семисот человек. На первый взгляд, шаг спорный, но, если немного подумать, шаг необычайно эффективный. «Я был на закрытом показе!» — как удержаться и не рассказать об этом? Ставка на эксклюзивность всегда срабатывает. Если каждый побывавший на показе расскажет хотя бы троим-четверым — это уже две-три тысячи заинтригованных лиц.

Вряд ли солгу, если назову V-серию продуктом инженерного гения. Серьезно. Ведь гений — это необязательно дядька семи пядей во лбу (хотя пядей во лбу у дядек из d&b audiotechnik хватает), скорее, это человек, способный увидеть обычные вещи с необычной точки зрения, и такие на d&b audiotechnik тоже есть. Понимаю, звучит амбициозно, так что давайте разбираться.

Существует два принципа работы многополосных акустических систем: пассивный и активный. Пассивные системы проще в использовании и, как это принято говорить, музыкальнее. Однако установленные в них пассивные фильтры (индуктивности, сопротивления и конденсаторы) вносят свои изменения, весьма ощутимые, потому что делить приходится уже усиленный сигнал, и с этим нужно либо мириться, либо бороться. Таким образом, пассивная, например, 3-полосная система уже содержит в себе более чем серьезный с точки зрения физики компромисс, что не очень хорошо, если мы стремимся к идеальному результату. С активной акустикой проще, потому что разделение на частотные полосы в них происходит еще до усиления и не приводит к значительным потерям. Задержки во времени прохождения сигнала разных излучателей можно компенсировать электронным способом, и вообще, каждую полосу можно регулировать и настраивать практически как угодно. Но тут возникают свои нюансы. Во-первых, вы уже не обойдетесь одним (как в случае с пассивной акустикой) усилителем, во-вторых, если полосы две, то удваивается количество проводов, если три — утраивается. Разумеется, усилители можно установить прямо в корпуса акустических систем, но в определенном смысле это тоже компромисс: как минимум вы получаете неделимую конфигурацию, что не очень хорошо, например, в прокате — усилители съедают полезный объем кабинетов, вес кабинетов становится чрезмерным, и кроме того, к каждому кабинету нужно подводить питание. А еще может выйти из строя один из усилителей, и это будет означать выход из строя всего кабинета — одного из элементов массива. В общем, обе схемы — и активная, и пассивная — не предлагают бескомпромиссного решения, а это неминуемо отдаляет разработчиков от идеального результата.

Как никто понимая все эти тонкости, инженеры V-серии пошли своим, третьим путем. Фильтры в этой системе тоже есть, но большинство из них сделано не из электронных компонентов, а, грубо говоря… из фанеры.

В V-серии представлено два вида кабинетов и сабвуфер. Кабинеты получили обозначение V8 и V12 (цифровые индексы указывают на угол раскрытия в горизонтальной плоскости: 80 и 120° соответственно). В каждом широкополосном кабинете диполярно (биаксиально) установлено два 10-дюймовых динамика, один 8-дюймовый и два высокочастотных драйвера, нагруженных на волновод, выходящий наружу горизонтальным пазом во всю высоту кабинета. А теперь начинается чистая магия физики. 10-дюймовые динамики работают в своих объемах, акустически оформленных по схеме bandpass, а их энергия излучения выходит через пазы, размещенные по краям кабинета. Расстояние между ними соответствует половине длины волны на частоте 250 Гц (70 см), что дает контроль дисперсии вплоть до указанной частоты. 8-дюймовый динамик установлен в середине кабинета, но прямо перед ним находится конструкция из двух ВЧ-драйверов и их волновода, которая в сочетании с корпусами 10-дюймовых динамиков тоже образует рупор. Завершает картинку волновод высокочастотных излучателей.

Разумеется, в конструкции кабинетов V-серии предусмотрены пассивные фильтры, но геометрия корпуса рассчитана таким образом, что от фильтров требуется минимальное воздействие. На практике это самый незначительный из возможных компромиссов, потому что все остальное согласование происходит не в электрической, а в акустической части, благодаря конструкции кабинета.

Таким образом, фактически создателям V-серии удалось сделать то, чего не удавалось никому: они сконструировали мощный 3-полосный пассивный кабинет линейного массива с контролем дисперсии в горизонтальной плоскости вплоть до частоты 250 Гц. Что это означает на практике? Удивительно точную концентрацию звукового давления в заданном направлении. На презентации сотрудники d&b audiotechnik специально просили гостей ходить по залу, чтобы оценить, насколько точно давление фокусируется в заданном коридоре. Эффект получается весьма интересный. Перемещаясь поперек зала, до определенного момента разницы в звучании не ощущаешь вообще никакой. Но потом доходишь до края звукового коридора, и происходит резкое падение звукового давления, наступает «тишина». Стоит ли говорить о том, насколько важен такой точный контроль дисперсии?

И еще один существенный факт — «визуализация» звуковой картины. На демонстрации нас специально попросили закрыть глаза и попытаться на слух определить расстояние до источника звука. Такой нехитрый эксперимент показал, что определить расстояние до источника на слух в случае с V-серией практически невозможно (погрешность до 2/3 расстояния). Всегда казалось, что источник звука значительно ближе, чем на самом деле. Впрочем, такая «визуализация» — фирменный фокус d&b audiotechnik, на котором компания построила свою философию демократии для слушателей: равное качество звука для всех присутствующих, несмотря на то, в каком месте зала они находятся.

А теперь пару слов про сабвуфер. Для V-серии разработан специальный пассивный кардиоидный сабвуфер V-SUB. На бумаге его характеристики едва ли поразят воображение, а вот на деле получается совсем иначе. Конструкция V-SUB построена на двух длинноходных динамиках (18 и 12"), «18-шка» — на передней панели, заключенная в корпус, построенный по типу bass reflex, а «12-шка» — внутри корпуса в сдвоенной камере bandpass, туннели которой выходят на задней панели. Такая конструкция запатентована как ply-wood signal processing и обеспечивает кардиоидную направленность излучения, а значительное падение звукового давления с тыльной стороны кабинета уменьшает нежелательные реверберации низких частот.

По характеру звучания серии J и V до удивления похожи, но при этом V звучит чуть более изысканно, что ли. Воистину описывать звук d&b audiotechnik крайне сложно. К тому же я не уверен, какие эпитеты подходят, а какие нет с точки зрения русского языка. Лично мне этот звук хочется называть харизматичным: ты просто не хочешь, чтобы его выключали.

Использовать новую серию можно в нескольких вариантах: самостоятельно (в конфигурации напольного стека, линейного массива, линейного массива с подвешенными сабвуферами) или в качестве дополнения к серии J (сайд-филы, сценические прострелы, линии задержки для дальних зон зала).

Добавить к вышесказанному можно лишь то, что традиционно компания позаботилась обо всех аспектах работы новой АС, начиная с интегрированной системы подвеса и заканчивая бесплатным обучением пользователей, которое проводится на регулярной основе неподалеку от родного города d&b audiotechnik Бакнанга в Зиндельфингене (Германия).

Quinta

Несмотря на попытки компании beyerdynamic создать вокруг этой новинки ореол значимости, сенсации, на мой взгляд, не получилось. Новую беспроводную конференц-систему пятого поколения начали рекламировать еще до ее премьеры. Впервые Quinta была упомянута на выставке ISE-2012 в Амстердаме, причем упомянута оригинально: у входа на стенд компании на специальном подиуме красовался огромный макет пазла с надписью Quinta. На вопрос «Что это?» представители компании отвечали коротко: подробности во Франкфурте. И вот Франкфурт, стенд beyerdynamic, и непосредственно Quinta. Как я уже говорил, сенсации не получилось, но лишь по одной причине: Quinta настолько похожа на все предыдущие конференц-системы, что на первый взгляд даже трудно понять, что же в ней нового. Тем не менее новое есть, и это не просто новое, а новое принципиально. Во-первых, система может работать в трех диапазонах частот (2,4/5,2/5,8 ГГц), из которых она автоматически выбирает свободный и переключается на него незаметно для пользователя. На практике это означает, что даже в переполненных точками доступа конгресс-центрах беспроводная Quinta будет чувствовать себя как рыба в воде, и не только сейчас: три диапазона — серьезный задел на будущее. Во-вторых, Quinta поддерживает AVB (Audio Video Bridging), новейший стандарт передачи данных, преимущества которого многие даже еще не начали осознавать. Для Quinta это означает возможность интеграции в мультимедийные сети последнего поколения, где аудио- и видеосигналы передаются синхронно по одной и той же шине. В общем, несмотря на то что Quinta выглядит как большинство конференц-систем прошлого, ее начинка ориентирована на будущее, приход которого, судя по тому, как сильно сейчас продвигается стандарт AVB, уже не за горами.

Tesira

Если говорить об AVB, то не упомянуть новую разработку американской компании Biamp просто невозможно. Biamp Tesira на этой выставке была показана на стенде beyerdynamic, что неудивительно, поскольку beyerdynamic является официальным представителем Biamp в Германии. Итак, Tesira — первая действительно мультимедийная платформа, работающая в стандарте AVB, который поддерживает синхронную передачу аудио- и видеоданных. И если запуск Tesira пройдет успешно и новинка будет реализована на том же уровне, что и предыдущие продукты Biamp, производителям видеоплатформ придется немало попотеть, чтобы доказать целесообразность своего дальнейшего существования. Посудите сами, сегодня для организации полноценного обмена информацией интеграторам приходится использовать раздельные сети для звука и видео. Стандарт AVB предлагает совсем другую концепцию: нет никакой разницы, видео- или аудиосигнал. Просто подсоединил все камеры, микрофоны, усилители и мониторы к одному центральному блоку и для каждого назначил выходы. Конечно, это объяснение более чем примитивно, однако оно вполне описывает суть грядущих перемен — всё на одной платформе. И Tesira предлагает именно такие возможности. Добавьте сюда масштабируемую мощность (платы с процессорами просто добавляются по мере необходимости) и задержку менее 2 мс, что позволяет использовать новую платформу даже в сегменте pro audio (например, для живых выступлений), и вы получите некий продукт, возможности которого нам только предстоит осмыслить.

D-LINE

Компанию RCF вполне можно назвать звездой итальянской эстрады. Запущенная в 2005 году серия TT+ набрала к текущему моменту такую популярность, что сегодня линейные массивы TTL33 и TTL55 стали стандартом туровой индустрии Италии. Однако RCF известна не только высококлассными линейными массивами. Например, серия ART, портативные активные акустические системы в пластиковом корпусе, уже давно считаются «классикой жанра». Фактически с этой серии в далеком 1997 году компания стартовала в качестве производителя концертных акустических систем. С тех самых пор «арты» не сдают позиций и являются одной из самых продаваемых серий в каталоге компании. Секрет успеха на самом деле прост: мест, где нужны недорогие, надежные и простые в использовании «колонки», гораздо больше, чем стадионов, куда приезжают выступать мировые звезды. Рынок недорогих моделей огромен. Пластиковые корпуса зарекомендовали себя как очень надежные. Почему бы не развить эту идею и не предложить поклонникам «пластика» более продвинутую модель, которая смогла бы обеспечить новые профессиональные возможности? Не исключено, что маркетинговая задача, поставленная при разработке нового линейного массива RCF, звучала именно так: создать серию АС, способную занять нишу между ART и более дорогими линейными массивами в деревянном корпусе.

Новая серия акустических систем получила название D-LINE. Это активный линейный массив, собранный в легких пластиковых корпусах с интегрированными элементами подвеса. D-LINE оснащен встроенными процессорами и усилителями, что значительно упрощает коммутацию. Систему можно собирать в самые разнообразные конфигурации, от компактной типа сабвуфер + сателлит до линейного массива с подвешенными сабвуферами. В серии также предусмотрены широкополосные кабинеты, которые можно использовать в качестве сценических мониторов или систем ближнего поля.

Премьерный показ D-LINE компания RCF устроила на отрытом воздухе, на площадке перед главным павильоном выставки Prolight + Sound. Результат прослушивания полностью совпал с прогнозами. D-LINE — очень крепкая разработка. Функциональная, современная внешне, звучащая ровно настолько, настолько ожидаешь. Да, это недорогая модель, но школа RCF чувствуется. Недаром это одна из немногих компаний в мире, самостоятельно разрабатывающих акустические системы от начала до конца, от динамика до механизмов подвеса. В общем, похоже, что в D-LINE производителю максимально полно удалось реализовать запрос прокатчиков бюджетного уровня.

В заключение

Раньше мне казалось, что об успехе компании можно судить по масштабу ее стенда и красоте его оформления. Теперь я понимаю: на самом деле об успехах компании нужно судить по тому, как долго новая разработка превращается в готовое изделие. Если производитель показывает красивые, но еще не работающие коробочки и обещает наладить все это в конце года, вывод напрашивается сам собой: фактически никакой новинки еще нет, есть только желание выглядеть, идущим в ногу со временем. От таких не стоит ожидать оригинальных решений. Эти компании не изменяют мир, они просто копируют то, что сегодня пользуется спросом. Но есть и другой тип компаний. Такие тихо сидят в своих лабораториях и цехах до тех пор, пока новое изделие не будет готово к серийному производству. Вот эти и снимают все сливки. Хорошо, что они еще попадаются на выставке во Франкфурте.



Текст Семена Кузнецова