АРИС.КАТАЛОГ

Контроль и свобода. Мастер-класс по цифровым микшерным консолям DiGiCo 18 января 2012 года

Статьи > Контроль и свобода. Мастер-класс по цифровым микшерным консолям DiGiCo 18 января 2012 года


18 января 2012 года российский дистрибьютор профессионального звукового оборудования компания «АРИС» провела уникальное мероприятие — мастер-класс по цифровым микшерным консолям DiGiCo. Помимо представителей «АРИСа» и компании — производителя этого уникального оборудования в мероприятии принял участие Дейв Брейси (Dave Bracey) — туровый FOH-звукорежиссер, известный по работе со звездами мировой поп- и рок-музыки.


Еще несколько лет назад интерес к цифровым микшерным консолям в нашей стране был минимальным. Но время идет. Меняется и отношение к новым технологиям. Сегодня профессиональное сообщество демонстрирует готовность перейти на новые принципы работы, что рождает интерес к подобным мероприятиям. «Консоли DiGiCo пользуются все большим спросом на мировой профессиональной сцене, — рассказывает генеральный директор компании «АРИС» Ярослав Удовик, — что, в свою очередь, порождает интерес к этому оборудованию в нашей стране. Если есть интерес, мы должны его удовлетворять, тем более что семинаров и мастер-классов данной тематики в нашей стране проходит не так уж и много».


Спрос на подобные мероприятия действительно высок. По признанию организаторов, они рассчитывали привлечь в лучшем случае аудиторию в 30–40 человек. За несколько дней регистрации количество желающих перевалило за сотню. Всего же зарегистрировалось более 130 участников, а пришло 116 — цифра для такого рода мероприятий невероятная. В определенном отношении сверхъявка могла стать проблемой, но о замене площадки не было и речи. Местом проведения семинара выбрали Центр современной музыки «Революция», аналогов которому точно нет в нашей стране, а в мире такие места тоже еще поискать. Попадая сюда, сразу понимаешь: тут все подчинено одной цели — вдохновлять. Уже на входе чувствуется особая атмосфера этого места, которую просто невозможно описать словами. Здесь есть концертный зал, хореографический класс, студия с аналоговым пультом Neve и уникальный музей электронных клавишных инструментов. «Тут все работает и все можно потрогать, — поясняет владелец центра «Революция» Игорь Сандлер, — все можно включить, поиграть и послушать звук подлинных инструментов, вроде Minimoog или органа Хаммонда, которые молодежь сегодня знает в основном лишь в качестве компьютерных плагинов».


Необычное место, необычный предмет разговора, для полноты картины не хватало лишь необычного гостя. И такой нашелся благодаря компании-производителю: вместе с представителем DiGiCo в Москву приехал Дейв Брейси — концертный звукорежиссер, работавший со множеством известных музыкантов, включая Depeche Mode, Massive Attack, Бьорк и Робби Уильямса. Со всеми перечисленными звездами он работает именно на DiGiCo (предпочитая флагманскую модель SD7), и именно от него собравшиеся смогли узнать об особых методах работы.

Но прежде, чем поговорить о выступлении Брейси, необходимо рассказать о концепции DiGiCo, благодаря которой эти консоли и стали такими удобными и, как следствие, востребованными в профессиональном мире.

Начнем с того, что в основе DiGiCo лежит фирменная технология Stealth, в которой традиционные DSP работают вместе с процессором на чипе Super FPGA. Такой чип, благодаря многоуровневой архитектуре, предлагает огромные, в сравнении со стандартным DSP, вычислительные мощности. Большие вычислительные мощности в данном случае означают огромное количество каналов, высочайшее качество звука и большой выбор встроенных обработок. Задержка при этом лежит за пределами восприятия человеческого уха, поэтому последнее время производитель даже не указывает ее в технических характеристиках.

Еще одной важной особенностью DiGiCo является философия, реализованная в модельном ряде. Согласно ей, любая модель, самая дорогая или наиболее доступная, собирается на одной элементной базе, везде используются одинаковые процессоры и конверторы — как следствие, даже относительно недорогие модели обладают тем же качеством звука, которым пользуются звезды мирового уровня. Интерфейс DiGiCo построен по принципу «одна кнопка — одна функция»: вместо того чтобы наделять каждую кнопку несколькими функциями, разработчики DiGiCo сделали интерфейс многослойным, что и позволило реализовать эту крайне удобную концепцию.

И это лишь более чем краткий обзор особенностей DiGiCo, о которых собравшимся рассказали главный инженер компании «АРИС» Евгений Шуев и директор по маркетингу компании DiGiCo Ян Стеддон. После них место на сцене занял Дейв Брейси.


«Говорить об этих консолях я могу бесконечно, — начал свой рассказ Дейв, — но, поскольку мы ограничены во времени, я расскажу о самом важном для меня — функции Snapshots».

Snapshot — статический срез состояния устройства, механизма, базы данных или процессора. Применительно к консоли DiGiCo эта идея работает следующим образом. Во время репетиции тура Дейв создает настройки консоли для каждой песни и делает Snapshot, фиксируя ее состояние. При этом консоль позволяет выбирать, какие параметры будут зафиксированы и изменены при смене Snapshot'а, а какие остаются неизменными. На практике это означает, что, вызывая определенный Snapshot, Дейв мгновенно меняет настройки консоли под конкретную песню. При этом, если в ходе работы звукорежиссер решит исправить звук, например, гитары, функция Snapshot позволяет нажатием одной кнопки применить изменения ко всем Snapshot'ам одновременно. «Если не полениться, консоль можно запрограммировать в таких нюансах, до которых в режиме ручного управления у вас никогда в жизни не дойдут руки, — поясняет Дейв, — это дает полный контроль и полную свободу одновременно. Именно эта особенность отличает интерфейс консоли DiGiCo самым выгодным образом».


В данный момент Дейв занят в репетициях нового тура Бьорк и по просьбе собравшихся рассказал, как происходит подготовка к мировому турне исландской звезды. На специально арендованной площадке системные инженеры полностью настраивают аппарат. Причем делают это за один раз, поэтому процесс иногда занимает до 24 часов. После этого начинаются репетиции шоу, которые идут в течение семи недель. За это время Дейв полностью программирует консоль и определяет функции, которыми он будет управлять в ручном режиме. По завершении репетиций звук, свет, сцена — все это разбирается, загружается в грузовики, и команда отправляется в тур. Судя по вопросам, которые задавали отечественные звукорежиссеры после мероприятия, далеко не все поняли и приняли методы работы Брейси. «Почему же он не показал, как он "рулит" концерт?» — недоумевали некоторые. Да потому что он его не «рулит»! Все запрограммировано еще на репетициях. На концерте вся эта машина просто включается и работает. Дейв лишь следит за тем, чтобы все шло как надо, и только в самых ответственных местах вручную корректирует работу консоли. Да, возможно, это совершенно не по-творчески, зато абсолютно надежно. Главное — не лениться и программировать консоль во всех аспектах.


После выступления Дейва слово взял представитель компании Waves Валерий Гамарник, который рассказал и показал собравшимся, как консоли DiGiCo работают с легендарными плагинами Waves. Валерий привел много примеров из практики, которые, что удивительно, оказались знакомы каждому из собравшихся. Как выяснилось, и в «заграничных заграницах» имеют место разные казусы и сложности, которые мы привычно списываем на то, что живем в России. Валерий на протяжении часового выступления блистал юмором, и ему удалось расшевелить подуставшую к вечеру аудиторию.


А затем на сцену вышла кавер-группа Easy Dizzy. После небольшого показательного саунд-чека с использованием флагманской модели DiGiCo SD7 банда начала свое выступление. Изюминка выступления, не считая эффекта от нетленных хитов AC/DC, состояла в том, что параллельно с основной SD7 в студии центра работала консоль SD11, на которой все желающие могли сделать собственный микс, не мешая ни музыкантам, ни слушателям концерта. Кстати, микшерная консоль DiGiCo без проблем позволяет производить многоканальную запись концерта, что и было сделано организаторами. А после мероприятия компания «АРИС» запустила конкурс на лучшее сведение концертного материала.


Что можно сказать по итогам семинара? Мероприятие получилось. Это может подтвердить каждый, кто на нем побывал. Разумеется, были и накладки (как без них?), но было и самое главное — шаг навстречу нашим звукорежиссерам и прокатчикам, которые смогли лично пообщаться как с представителем производителя, так и со звездным пользователем консолей DiGiCo. Консолей, которые выбирают лучшие.



Текст Семёна Кузнецова